Владимир Моторжин о перспективах развития русских пивоваренных традиций

      • О том, насколько перспективен для пивоваренного рынка запрос на возрождение русских пивоваренных традиций, высказанный в ходе опроса ВЦИОМ респондентов, рассказал Владимир Моторжин, директор Центра маркетинга, член Гильдии маркетологов.

— Я не думаю, что в разговорах о необходимости возрождения исконно русских сортов пива есть какая-то социальная конъюнктура. Просто при достижении обществом определенного уровня самоидентификации в нем появляется естественная потребность проявить ее в том числе через потребительский выбор определенных продуктов, товаров и услуг. Полагаю, если бы у респондентов упомянутого опроса поинтересовались, например, хотят ли они возрождения традиций русской текстильной промышленности, ответ был тоже положительным, и этом не было бы лукавства. Помимо проявления патриотизма, национализма и прочих «измов», в этом отчасти есть и элемент физической защиты нации — ведь известно и доказано, что оптимальными для здоровья человека являются продукты, выращенные в той местности, где он проживает.

— Трудно сказать, как быстро пивоваренный рынок отреагирует на этот запрос. Судя по тому, что на рынке не так много пива, отвечающего указанной потребности, пивовары еще не нащупали обратную связь с потребителем. Ситуация осложняется тем, что подобный продукт нужно не только произвести, но и буквально найти. Любой поиск — процесс долгий, затратный и по большому счету инвестиционный, а кризисная составляющая делает его еще и инерционным. Не случайно производители так долго взвешивают, прежде чем начать отыгрывать патриотическую карту — а вдруг это не найдет отклика? Даже те, кто может и умеет рисковать, взяли выжидательную паузу, и вполне возможно, это будет достаточно длительный лаг. Но я думаю, что если не в этот, то в следующий сезон пивовары все же попытаются реализовать этот тренд, и в результате их поисков появится какой-то ряд продукции, которая станет наиболее востребована и известным образом закрепится на своей территории.

Да, есть риск, что это будет ненадолго — наш рынок уже знает кейсы с производством сбитня, различных квасов, морсов и других напитков слабой алкоголизации, которые некоторое время продержались на рынке, а потом сошли на нет. Но это вполне нормально: мода на продукты циклична, периоды поиска сменяются консерватизмом в привычках потребителей, на смену которым рано или поздно вновь приходит желание новизны. Будет ли вторая волна спроса на слабоалкогольные напитки в русском стиле или мы вообще дождемся девятого вала, сказать сложно. Экономическая ситуация в стране покажет, захотят ли вкладываться в производство такой продукции русские предприниматели либо заполнить эту нишу и делать исконно русские продукты начнут иностранные инвесторы. А почему нет? Такие случаи на нашем рынке тоже были...

Опубликовано в Новости 15-08-2016

Сделано в Бюро-62